Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья имени Героя Советского Союза И.Е. Егорова городского округа Новокуйбышевск Самарской области

Приволжский федеральный округ, г. Самара,
ул. А.Толстого, 38/16
Версия для слабовидящих
Версия для слабовидящих

Форум для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ

Елена Алексеевна, учитель начальных классов 09.11.2025 в 18:20
Добрый день. Я - молодой специалист, учитель начальных классов. Мой вопрос больше адресован к специалистам, занимающимся коррекцией. Когда в каком классе возможно поставить у ребёнка такое заключение –ДИЗОРФОГРАФИЯ?
Елена Шалаева 05.11.2025 в 15:48
Здравствуйте, коллеги! Подскажите пожалуйста, что мне делать дальше: поставила ребёнку звук Р, автоматизировала в слогах, словах, но есть небольшая проблема в словах со стечением перед Р делает паузу (к-расный), как уйти от этой паузы?
Марина Лаптева 16.10.2025 в 13:06
Добрый день! Работаю воспитателем в детском саду. Замечаю, что некоторые дети не умеют составлять рассказы, даже сказка \"Репка\" вызывает трудности. Подскажите, пожалуйста, как мне им помочь?
Рыжкова Юлия Рашидовна, логопед 17.10.2025 в 14:03
Здравствуйте, Марина! Исходя из Вашего вопроса, могу порекомендовать Вам в качестве вспомогательного средства при формировании рассказов целесообразно использовать наглядное моделирование. Как писал Л.С.Выготский, «для развития связной речи необходимо наличие предварительной программы высказывания, схемы высказывания, заключающей последовательность этапов, предложений. Необходимо также, чтобы каждое звено высказывания вовремя сменялось последующим звеном». Создать такую программу позволяет картинно-графический план. В нем отображаются все смысловые звенья рассказа и последовательность, в которой они сменяют друг друга – т.е. моделируется план высказывания.

Картинно-графический план упоминается во многих работах, посвященных развитию связной речи. Л.Н.Ефименкова называет его схемой составления рассказа, В.П.Глухов – блоками-квадратами. У Т.А.Ткаченко это предметно-схематичные модели, у В.К.Воробьевой – сенсорно-графические схемы. Его применяют как при формировании навыков пересказа, так и при обучении составлению описательных и повествовательных рассказов.

Использование в коррекции наглядных опорных схем значительно облегчают детям овладение описательной речью. Наглядность позволяет построить план ответа, рассказ становится четким, полным, последовательным.
Анастасия Воронина 08.10.2025 в 10:30
Добрый день! Работаю в ДОУ воспитателем.В сентябре пришел новый ребенок , замечаю у него аутистические черты. Поведение не всегда приемлемо,иногда бывает агрессивен. Посоветуйте литературу на данную тему.
Бударина Анастасия Александровна, дефектолог 09.10.2025 в 10:14
Здравствуйте, Анастасия! Могу посоветовать книгу Роберта Шрамма «Детский аутизм и ABA». В этой книге описаны шаги для установления руководящего контроля над ребенком. Книга будет полезна не только педагогам, но и родителям. Ниже приведу выжимку, ключевые шаги, которые помогут вам начать корригировать поведение.

Шаг 1: Станьте «самым ценным ресурсом» для своего ребенка
Это фундаментальный принцип Шрамма. Ваша задача – стать самым интересным и значимым человеком в мире для вашего ребенка.
• Что делать?
o Присоединяйтесь: Наблюдайте, что любит ребенок (кручение колес, прыжки, определенные звуки), и делайте это вместе с ним, комментируя и превращая в игру.
o Контролируйте доступ: Вы должны управлять доступом к самым желанным вещам: сладостям, гаджетам, любимым игрушкам. Не лишайте их, но сделайте так, чтобы для их получения ребенку нужно было обратиться к вам.
o Будьте источником веселья: Ваше появление должно ассоциироваться с радостью, игрой и получением желаемого.
Шаг 2: Управляйте средой, а не ребенком
Среда часто провоцирует нежелательное поведение. Наша задача – изменить среду, чтобы предотвратить его.
• Что делать?
o Создайте четкий распорядок дня: Предсказуемость успокаивает. Используйте визуальное расписание (картинки, обозначающие последовательность дел).
o Организуйте пространство: Определите зоны для игр, занятий и отдыха.
o Упростите инструкции: Говорите коротко и ясно. Вместо «Убери, пожалуйста, все свои игрушки и потом пойдем мыть руки» скажите: «Положи кубик в коробку».
Шаг 3: Используйте «Метод семи просьб» для обучения сотрудничеству
Это одна из центральных методик Шрамма для начала работы.
• Что делать?
1. Дайте ребенку четкую, простую и выполнимую просьбу (например, «Дай мяч»).
2. Немедленно помогите ему выполнить ее (физически направляя его руку).
3. Мгновенно дайте мощное поощрение (то, что он действительно любит).
4. Повторите цикл, постепенно уменьшая помощь.
• Цель: Сформировать у ребенка понимание, что следование инструкциям – это быстрый и приятный способ получить желаемое.
Шаг 4: Разбивайте навыки на мелкие шаги
Не пытайтесь научить ребенка мыть руки сразу. Разбейте этот процесс на шаги: открыть кран, намочить руки, взять мыло и т.д.
• Что делать? Используйте метод цепочки:
o Выполняете все шаги сами, а ребенку даете выполнить последний, самый приятный (например, вытереть руки), и хвалите.
o Постепенно «передвигаетесь» по цепочке назад, доверяя ребенку все больше шагов.
Шаг 5: Понимайте и корректируйте поведение
Любое поведение, даже самое сложное, – это коммуникация. Ребенок что-то хочет получить или избежать.
• Что делать?
1. Определите «триггер»: Что произошло до поведения?
2. Проанализируйте само поведение: Что именно делает ребенок?
3. Определите последствие: Что он получает после этого поведения? (внимание, игрушку, прекращение неприятного занятия).
• Стратегия: Измените триггеры и последствия. Научите ребенка альтернативному, приемлемому способу получить то же самое (например, вместо крика – протянуть руку к предмету или использовать карточку «хочу»).
Шаг 6: Будьте последовательны
Это самый тяжелый, но самый важный принцип. Если вы что-то требуете сегодня, вы должны требовать этого и завтра, и послезавтра. Если поведение нельзя допускать, его нельзя допускать никогда. Непоследовательность путает ребенка и сводит на нет все усилия.
Шаг 7: Помните о своей роли
Покажите ребенку, что игнорирование ваших инструкций или выбор неподходящего поведения не приведут к его поощрению. Если ребенок не выполняет требование или инструкцию, которые вы ему даёте, то он не может получить доступа к тому, что он хочет.
Инна Кулик 20.09.2025 в 08:54
Здравствуйте, коллеги. Поделитесь опытом. В работе девочка 6 лет. Смешение [Ч], [Т\'], нет шипящих, соноров.
Язык пляшет, губы в трубочку не делает. Хорошо получается только улыбка и заборчик.Занимаемся артикуляционной гимнастикой. Сложно. Вверх язык не поднимается, помочь шпателем/зондом/ватной палочкой не даёт. В зеркало на себя не смотрит. Когда прошу сразу падает настроение, слёзы. Каждое новое упражнение даже пробовать делать не хочет - \"Не получается\". Любит рисовать и подвижные игры. но как арт.гимнастику с ними совместить?.
Ковалева Юлия Владимировна, логопед 25.09.2025 в 12:03
Здравствуйте, Инна. Пока можете убрать зеркало, шпатели, зонды и т.д. Артикуляционную гимнастику лучше брать по Архиповой или Каше (для детей с ДЦП). Для поднятия языка наверх, намазать верхнюю губу сладким, ребенок слизывает. Облизывает чупа- чупсы, но леденец держите прямо, что бы двигался язык. Ребенок зажимает губами мармеладку- червячок, а взрослый пытается вытянуть. Попробуйте обыграть каждое упражнение. Птичка зажала червячка и не отдает. Кошка облизывает тарелку или края тарелки с вкусняшкой, но тарелку неподвижно держит взрослый, облизывает ложку с внешней внутренней стороны и т д. Гримасничайте, показывайте друг другу язык, устройте конкурс на лучшую гримасу. Совместите это с движениями. Пусть ребенок научится вам доверять, мотивируйте его.
Успехов.
Силантьева Галина 09.09.2025 в 11:42
Здравствуйте! Замечаю, что у моего ребенка есть трудности с тактильным восприятием. Он не всегда комфортно реагирует на текстуры разных материалов и часто избегает прикосновений. Какие упражнения или активности вы могли бы порекомендовать, чтобы помочь ему лучше адаптироваться к различным тактильным ощущениям? Как я могу поддерживать его в этом процессе в домашних условиях?
Зиновьева Татьяна Юрьевна, дефектолог 10.09.2025 в 09:20
Здравствуйте! Спасибо за Ваш вопрос. Тактильное восприятие действительно очень важно для общего развития ребёнка. Вот несколько игр и упражнений, которые могут помочь Вашему ребёнку адаптироваться к различным тактильным ощущениям.
1. Тактильные мешочки:
- Заполните небольшие мешочки различными предметами (шишки, камушки, мягкие игрушки, ткани с разными текстурами). Ребёнок, не глядя, должен угадать, что находится внутри, основываясь на тактильных ощущениях.

2. Лотерея текстур:
- Создайте карточки с изображениями различных текстур (шершавая, гладкая, мягкая, жесткая). Ребёнок должен находить соответствующие предметы в окружающей среде или среди игрушек и соотносить их с карточками.
3. Охота за сокровищами:
- Организуйте игру, в которой ребёнку нужно найти объекты с заданными текстурами (пластмассовые, деревянные, каменные и т.д.) в определенной зоне. Это развивает как тактильное восприятие, так и наблюдательность.
4. Тактильное рисование:
- Разведите краски и предложите ребёнку рисовать не только руками, но и различными предметами (тканями, губками, пальцами в различных текстурах). Это поможет развивать не только тактильное восприятие, но и творческие способности.
5. Путешествие по текстурам:
- Создайте \"тропу\" из различных материалов (песок, трава, камни, мягкие ткани) и позвольте ребёнку пройтись по ней босиком. Это отличный способ развить тактильные ощущения и укрепить чувствительность стоп.